Обращение к финансовому уполномоченному до подачи иска

возврат страховой премии

ПревьюЗаконодателем установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в том числе по делам, возникающим из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита.


Требование истцаТребование истца

М. С.Б. обратилась в суд с иском к страховому акционерному обществу «Наименование страховой компании» (далее - САО «Наименование страховой компании») о взыскании неиспользованной части страховой премии, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование требований указала, что

  • 22 марта 2020 г. между ней и ОАО «Наименование организации - Банк» заключен потребительский кредитный договор №№, по условиям которого истцу предоставлен кредит в сумме 722 000 рублей на срок 60 месяцев.
  • Одновременно с заключением кредитного договора 22 марта 2020 г. она с САО «Наименование страховой компании» заключила договор страхования жизни, здоровья и потери дохода заемщика кредита
  •  6 июня 2020 г. она досрочно и в полном объеме погасила кредит, в связи с чем действие кредитного договора прекращено. Период пользования кредитом составил 3 месяца и 15 дней.
  • 9 июня 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора страхования в связи с полным погашением кредита и просила вернуть неиспользованную часть страховой премии. 9 июля 2020 г. страховая компания вернула истцу часть средств неиспользованной за 56 месяцев страховой премии в размере 7201 руб. 95 коп., с чем она не согласна.  17 июля 2020 г. ответчик отказал ей в удовлетворении требований о перерасчете суммы неиспользованной части страховой премии.

Просит взыскать с САО «Наименование страховой компании» в ее пользу неиспользованную за 56 месяцев часть страховой премии в размере 134 310 руб. 05 коп., в счет возмещения суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50 %.

Выводы судаВыводы суда по делу

В заявлении от 2 ноября 2020 г. представитель ответчика САО «Наименование страховой компании» просит оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением М. С.Б. досудебного порядка урегулирования спора.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

ЗаконКакие нормы права
подлежат применению

  • В соответствии с абзацем 2 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
  • Согласно части 4 статьи 3, пункту 3 статьи 132 ГПК РФ заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров, и при наличии документа, подтверждающего выполнение данного требования.
  • Специальное указание об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора в отношении требований потребителей финансовых услуг по требованиям имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, содержится в Федеральном законе от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Закон о финансовом уполномоченном).
  • В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 названного Закона, в случае: непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 указанного Закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения; прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 названного Закона; несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
  • В силу статьи 15 Закона о финансовом уполномоченном, финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, если размер требований потребителя не превышает 500 000 рублей либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО, и, если до дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
  • Частью 8 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном установлено, что потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу названного Закона).
  • В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), страхованию средств наземного транспорта, к которому, в частности, относится добровольное страхование транспортных средств (за исключением средств железнодорожного транспорта), и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения Закона о финансовом уполномоченном применяются с 1 июня 2019 года (часть 5 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном).
  • В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, положения Закона о финансовом уполномоченном применяются с 28 ноября 2019 года (часть 6 статьи 32 Закона о финансовом уполномоченном).

СудКакие правовые позиции ВС РФ
подлежат применению

  • Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (часть 2 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном); абзац восьмой пункта 4 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 июня 2019 г.).

Таким образом, законодателем установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в том числе по делам, возникающим из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита.

Иск М. С.Б. подан 1 сентября 2020 года (направлен по почте в суд). В материалах дела отсутствуют сведения об обращении истца к финансовому уполномоченному.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцу надлежало соблюсти обязательный досудебный порядок разрешения спора.

Если потребителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, судья возвращает исковое заявление (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ), а если дело возбуждено - оставляет исковое заявление без рассмотрения (абзац 2 статьи 222 ГПК РФ) и разъясняет истцу его право обратиться к финансовому уполномоченному.

С учетом вышеизложенного, исковое заявление М.С.Б. к САО «Наименование страховой компании» о взыскании неиспользованной части страховой премии, компенсации морального вреда, штрафа подлежит оставлению без рассмотрения.

Источник: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» sudrf.ru

Судебная практика по возврату страховки

Судебную практику для сайта анализировал практикующий юрист Александр Дудкин
Профиль ВКонтакте lawpraktik

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.